Праздник Песах

У еврейского народа праздник. Наступил Песах, который знаменует выход многострадального народа из многовекового египетского рабства. Впрочем, у праздника существует и более широкое толкование – свобода, как выход из любого галута (вынужденное пребывание вне родины), в том числе и духовного.

Еврей обязан ежедневно вытеснять из себя раба и очищать душу от мелких «квасных» помыслов, недостойных стремлений и эмоций, поганящих тело и дух. В псалмах Давида говорится, что нужно делать добро и сторониться зла, просить мира и стремиться к нему.

Праздник Песах

Само название «Песах» пришло из древности. Считается, что Бог миновал, прошел мимо (песах) домов евреев, пощадив их в период египетских казней. Так же назывался в старину и годовалый козленок, приносимый в жертву накануне праздника (к вечеру 14 нисана). Козленка полностью зажаривали и съедали ночью за семейной трапезой.

Исследователи полагают, что Песах в его современном виде сформировался из двух, слившихся друг с другом, ранее отдельных праздников: собственно из Пасхи и праздника опресноков, начинавшегося во второй пасхальный день и длившегося до окончания Пасхи. При этом ничего заквашенного евреям есть было нельзя под страхом наказания (опресноки – хлеб без закваски, пресный).

По поводу пасхальной церемонии имеется предположение, что развилась она из старейших обрядов, совершавшихся в давние времена пастухами-кочевниками, готовящимися покинуть зимние пастбища в пустыне для перехода на летние, находящиеся в обжитых областях. А обычай обмазывания кровью дверных косяков унаследован от магического ритуала, защищавшего стадо в пути.

Первоначально празднование  Песаха не выходило за рамки отдельной семьи и ее жилища. Но после того как царь Иошияху централизовал культ в Иерусалимском храме, торжество приобрело  всеобщий характер.

И все же главной традицией Песаха осталась семейная трапеза, называемая Седер (порядок, распорядок). Начинается она в первую ночь с приходом темноты. Вначале перед главой семейства ставится блюдо с разложенными в определенном порядке продуктами, являющимися символами праздника. Каждый несет в себе особый смысл. Затем происходит ряд ритуальных действ, основное из которых – чтение Агады, повествующей о выходе из Египта. Уже потом – трапеза, во время которой присутствующие должны выпить по 4 бокала кошерного вина, сока или их смеси. Один отдельный бокал – для почитаемого пророка Элиягу. В эту ночь он становится гостем в каждом еврейском доме.

, , загрузка...

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*