Отставка Сердюкова — ФСБ и ГРУ договорились

Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков, назначенный в феврале 2007 года и снятый с должности в ноябре 2012 года известен масштабными реформами в армии, которые вызывают самые противоречивые отклики. Одни считают его реформы большим и давно назревшим шагом в придании российской армии современного облика, другие выступают с острой критикой, вплоть до обвинений в сознательном подрыве обороноспособности страны.

Среди несомненно положительных моментов реформ Сердюкова стоит отметить вывод из Министерства обороны заведомо непрофильных активов, незаконно занимавшихся коммерческой деятельностью, вплоть до собственных цементных заводов. Понятно, что пока армия представляет собой целую промышленную империю, весьма конкурентоспособную за счёт  бесплатного труда солдат — хорошую карьеру будут делать не те генералы, которые лучше всего поставили боевую подготовку во вверенных соединениях, а те, которые лучше всех торгуют цементом. То же можно сказать и об организации гражданских структур, занимающихся бытовым обслуживанием солдат. Хотя «Оборонсервис» теперь и ругают, как очень коррумпированную организацию, но сама идея правильная. Солдат должен заниматься боевым дежурством и боевой подготовкой, а не чистить картошку на кухне. При Сердюкове очень повысилась боеспособность российских ВВС, которые при неплохом самолётном парке сильно уступали западным странам по уровню подготовки пилотов, так же, как мы уступали немцам в 1941. Если в 2006 году выделение керосина на настоящие полёты считалось в авиационной части праздником, а средний налёт лётчиков составлял 40 часов, то к 2012 он был доведён до 130 часов, что уже не уступает лучшим странам НАТО.

Отставка Сердюкова -  ФСБ и ГРУ договорились

Но в чём главный смысл реформ Сердюкова ? Одни называют переход сухопутных войск с дивизионной структуры на бригадную, другие – вывод из Минобороны непрофильных активов и создание «Оборонсервиса». Рискнём предположить, что главный смысл его деятельности – вывод спецназа ГРУ из состава разведуправления и другие действия, связанные с ГРУ. Но здесь мы переносимся в область очень большой политики.

Можно согласиться с критиками современной России в том, что её политический строй – не стопроцентная демократия. Можно сказать, что это достаточно мягкий авторитарный режим  – только не военная хунта, а чекистская. Этот режим вполне себя оправдывает, потому, что с трудностями, стоящими перед Россией, никакая демократическая власть не справится. Стоит вспомнить, как хорошо поднялись экономически Аргентина при Пероне, Чили при Пиночете или Южная Корея при Чон Ду Хване, и посмотреть, как сильно отстала от России за последние годы её демократическая соседка Украина. При этом ФСБ в качестве правящего «Ордена Меченосцев» значительно лучше КПСС, потому, что компактнее, и вмешивается в гражданскую жизнь в разумных пределах, а не как КПСС — во всё на свете. Но мало кто представляет себе, какие трудности стоят перед Путиным. Доставшийся ему в 2000 году государственный аппарат был абсолютно коррумпированным, и пока что Путину удалось добиться только того, чтобы чиновники воровали, но хотя бы выполняли приказы, а не как в 90-е годы – воровали и делали всё, что влезет. Олигархи, после посадки Ходорковского смирившиеся с тем, что они занимают господствующие позиции только в экономике, но в политику лезть не должны, в любой момент готовы к олигархическому реваншу, чтобы снова стать господствующей политической силой. США, экономически превосходящие Россию в 7 раз, очень недовольны независимой российской внешней политикой, и делают всё, чтобы Путина свергнуть.

То, что самым слабым местом его правления являются чиновники и силовики, имеющие счета и недвижимость за границей, и которым на Западе могут в любой момент поставить ультиматум «Делай всё, как мы сказали, а то счета арестуем !» — это Путин понимал задолго до проведённого по подобной схеме свержения Бен Али, Мубарака и Каддафи. Сам по себе народный протест в этих схемах являлся только поводом и декорацией – главным было то, что Бен Али Мубарака и Каддафи предали их чиновники и силовики со счетами за границей. Но всё-таки Путин организовал даже коррумпированную государственную власть значительно лучше, чем арабские лидеры. Это показали события 2011-2012 годов, когда протесты на Болотной и Сахарова так и не привели к предательству чиновников и свержению Путина. Но была одна вещь, защититься против которой было гораздо труднее.

Начинаются народные волнения. Якобы чекистские снайперы стреляют в народ. Армия за народ заступается, бросает спецназ на штурм президентского дворца и вводит войска в столицу. Президента в дикой спешке расстреливают по приговору наспех собранного военного трибунала, чтобы его сторонники не успели мобилизоваться и прийти на помощь. Потом, правда, оказывается, что в народ стреляли не чекисты, а какие-то неизвестные люди – скорее всего, сами же военные – но дело уже сделано. В наиболее ярко выраженном и чистом виде эта схема была реализована в 1989 году в Румынии при свержении Чаушеску.

Анатолий СердюковПонятно, что армия в целом – это слишком широкое понятие. Не будет же обычная танковая дивизия всё это делать… Есть элитный спецслужбистский клан, способный на осмысленные политические действия, и в советское время почти не уступавший КГБ – это Главное разведывательное управление. С утверждением путинского чекистского бонапартизма компромисс с кланом ФСБ свёлся к тому, что ФСБ имеет безусловное первенство в руководстве страной, а ГРУ занимается только защитой от внешних противников, но получает достойные бонусы и преференции. А потом запахло жареным. Стоит отдать должное способности Путина к предвидению – Сердюков был назначен министром обороны не когда российская оппозиция вышла на Болотную, и даже не когда началась «арабская весна», а ещё в 2007 году, когда Буш-Младший и Кондолиза Райс начали говорить, что авторитарные режимы нельзя больше терпеть, и «надо предоставить действовать тяжёлым силам демократии». А у ГРУ вполне могли найтись клановые связи с чиновниками, имеющими особенно большие счета за границей, да и просто амбиции. «Почему это страной должны править чекисты ? А армия чем хуже? Перон, Пиночет, Чон Ду Хван…»

И вот сугубо штатского человека Сердюкова назначают министром обороны. Его задача – действительно назревшие реформы, вроде избавления армии от непрофильных активов, но главная – скрутить ГРУ в бараний рог, и из организации, способной осуществить румынский сценарий, превратить в организацию, осуществить его неспособную. Даже ценой значительного снижения её разведывательного потенциала. По сути главная реформа – это вывод спецназа из состава ГРУ, чтобы в одном месте остался элитный спецслужбистский клан, способный на политические поступки, но без единого боевого подразделения, а в другом – боевые подразделения, без клана, и с начальством, не способным на политические поступки. Одновременно шёл кадровый разгром ГРУ. Авторитетный лидер клана генерал армии Корабельников был уволен в запас в 2009 году, после этого сменилось ещё два начальника ГРУ. Отголоски этой борьбы вырывались в масс-медиа. Вполне можно предположить, что значительная часть критики Сердюкова была слита в средства массовой информации именно из ГРУ. Когда в декабре 2011 года это началось, и протестующая оппозиция действительно вышла на Болотную, на всякий случай последовала ещё одна замена. Начальником ГРУ был назначен скромный генерал-майор Игорь Сергун. Сейчас он генерал-лейтенант, но получил это звание только в 2012 году. А нормальное звание для начальника ГРУ это генерал армии или, как минимум, генерал-полковник. В общем, назначили кадрового разведчика, работавшего в ГРУ уже 27 лет, но человека скромного и никому не известного, в спецслужбистских кланах не игравшего никакой значительной роли. К этому человеку мы ещё вернёмся.

image002Оценивать деятельность Сердюкова стоит не только по тому, что он сделал – хорошего и плохого – но главное, по тому, чего не случилось. В митингующих на Болотной никто не стрелял. Спецназ ГРУ не брал штурмом Кремль. В Москву не вводили танки якобы для защиты народа от злой ФСБ. Не свергали законное правительство. Можно сколько угодно строить гипотезы насчёт того, насколько реальна была эта угроза, но мы точно знаем, что этого не произошло.

Тем временем, Сердюков всё чаще использовал служебное положение для личного обогащения и трудоустройства своих многочисленных любовниц. Это было терпимо с точки зрения допустимых в современной России стандартов коррупции, но почувствовав важность своей роли, Сердюков начал делать вещи, совершенно недопустимые. Прежде всего это его инициатива с созданием военной полиции, подчиняющейся Министерству обороны, что означало отстранение от контроля над армией Департамента военной контрразведки ФСБ. Тут уже в Кремле начали задаваться вопросами «Отстранение ФСБ от контроля над армией ? Это как ? За что боролись, на то и напоролись ?…» Можно не сомневаться, что не хищения в «Оборонсервисе», а именно эта инициатива сыграла решающую роль в отставке Сердюкова.

И здесь мы возвращаемся к личности нового начальника ГРУ Сергуна. По всей видимости, Кремль нашёл в нём не завязанного на старые клановые противоречия человека со стопроцентной преданностью, с которым можно вернуть статус-кво до 2007 года: ГРУ не вмешивается в управление страной, но имеет достойное место в элите и большой потенциал. После увольнения Сердюкова спецназ вернули в состав ГРУ. Намечены и другие реформы, связанные с усилением ГРУ и возвращением ему прежней роли. «Контора» и «Аквариум» снова договорились между собой. С точки зрения интересов страны и стабильности в отношениях спецслужбистских кланов Сергун оказался лучше Сердюкова.

Теперь идёт масштабное расследование хищений в «Оборонсервисе», и некоторые из любовниц Сердюкова уже под следствием. Некоторые из общих реформ Сердюкова тоже могут отыграть назад – в частности, от бригадной структуры сухопутных войск снова вернуться к дивизионной. По этому поводу можно заметить, что России стоит обратить внимание на американский опыт с дивизиями постоянного состава, которые делятся на бригады непостоянного состава. Это довольно неплохо сочетает мощь дивизий с нужной для современных войн гибкостью структуры.

Насколько же дело «Оборонсервиса» затронет самого Сердюкова – это, скорее всего, зависит от того, что важнее. Заслуги Сердюкова в предотвращении военного переворота зимой 2011-2012 или его одиозные инициативы с отстранением ФСБ от контроля над армией, а может, и ещё какие-нибудь его прегрешения, которые так и остались в тайне от средств массовой информации.

, , загрузка...
Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. С большим интересом прочитал материал. Показалось, что он не лишен здравого смысла и выглядит достаточно убедительно. Спасибо.

Оставить Ответ к Роберт Робертсон Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*